ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ТЯЖЁЛОМ МАШИНОСТРОЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

А.Е.Кудаев, Н.К.Ходарева, В.В.Винокуров.
ООО МЦИТ «Артемида», ГУЗ «ЦВМиР №1» г.Ростов – на – Дону.

В настоящее время в связи с быстрыми темпами развития информационной медицины и появления новых разработок в этой области, особый интерес вызывает  действие информационных препаратов на небиологические объекты. Одной из сфер, подлежащих экспериментальным исследованиям в данном ракурсе, стало тяжёлое машиностроение. Участившиеся случаи выхода из строя деталей , имеющих повышенную степень изношенности, (например, подверженные трению механизмы железнодорожных составов) заставляют искать решение продления срока их службы при минимальном количестве затрат.

Для решения этой задачи ООО МЦИТ «Артемида» на базе исследовательского центра ООО «Транс – триботехника» кафедры триботехники Ростовского Государственного университета путей сообщения были проведены исследования по определению воздействия информационных препаратов на трибологические характеристики смазочного материала.

Целью работы являлось определение эффективности воздействия информационных препаратов на консистентный смазочный материал РАПС-А на битумной основе (разработка Ростовского Государственного Университета Путей Сообщения), предназначенной для тяжело нагруженных  узлов трения, в частности –  гребней колёсных пар тягового и прицепного состава.

Испытания проводились на стационарной машине трения 2070- СМТ-1М  с использованием роликовой аналогии. Применение роликовой аналогии даёт возможность использования машин трения 2070 СМТ-1 и ИИ-5018 для моделирования трения качения с проскальзыванием, имеющего место при взаимодействии колёс локомотива с рельсами.

Машина трения (рис.1.) 2070 СМТ-1 может работать по схеме с замкнутым и открытым силовым контуром и имеет следующее устройство:

От электродвигателя 2 посредством ременной передачи 10 вращение одновременно передаётся на нижний 5 и верхний 6 образцы. Образец 6 установлен на валу откидной каретки 7. Каретка уравновешивается пружинным механизмом 8. На валоприводе нижнего образца установлен упругий торсион датчика 9 момента трения с бесконтактным токосъёмом, сигнал с которого выводится на пульт.

Нагружение образцов производится с помощью пружинного механизма 4. Величина нормальной силы регулируется поворотом рукоятки узла нагружения, а передача показаний на пульт осуществляется через гибкую связь от резистора, размещённого в данном узле.

Дальнейшим развитием машины трения 2070 СМТ-1 является модель ИИ-5018). Она состоит из двух блоков: испытательной установки и пульта измерения и выполнена в основном по той же схеме.

Машины аналогичного типа выпускают фирмы Shimadzu (Япония), тип Нишихара, Wolpert-Amsler (ФРГ), тип А-135

Технические характеристики установок 2070 СМТ-1 и ИИ-5018 приведены в таблице1. Частота вращения измеряется с помощью тахогенератора 3, размещённого на валу двигателя, а число оборотов нижнего образца (путь трения) – с помощью бесконтактного датчика 1.

 

Таблица 1

Технические характеристики машин трения 2070 СМТ-1 и ИИ 5018

Информационные препараты были изготовлены на оборудовании фирмы «Имедис (Россия): аппарате «Имедис – БРТ – ПК»(комплектация 2) с модулем «Медикаментозный селектор» для хранения, тестирования медикаментов и информационного переноса лекарственных препаратов с возможным регулированием их потенции (регистрационное удостоверение № ФС 022а3066\0414-04 от 08.07.2004г); а также аппарате для энергоинформационного переноса «Золотое сечение».

Испытания проводились в два этапа: выбор лучшего способа воздействия информационных препаратов № 1-5 и наработка статистических данных при сравнении выбранного в результате первого этапа образца с базовым. При этом информационные препараты были нанесены  непосредственно на смазочный материал; смазка для каждого испытательного образца содержала отдельный препарат.

Модельные образцы наружным диаметром 40 мм, изготовленные из стали 65Г с твёрдостью 240-260 HB, обрабатывались вышеуказанной смазкой. Контактное давление оставляло 0,7 гПа, скорость качения верхнего ролика 10 км/ч, скольжение 20%. Испытания проводились при температуре окружающего воздуха 18 ­– 20 0С. В качестве выходных параметров регистрировался коэффициент трения и ресурс одноразовой подачи смазки (рис.2). Коэффициент трения регистрировался при помощи стандартного самописца, в качестве ресурса понимался временной интервал с момента подачи смазки в контакт до выхода коэффициента трения  на уровень сухого трения.


Рис. 2.  График эксперимента

  1. Контрольный образец;
  2.  6-обработанные образцы.

Результаты испытаний позволили сформулировать следующие выводы:

  • Обработка смазочных материалов информационными препаратами влияет на их трибологические свойства; следовательно, данный метод в ходе дальнейшего изучения и апробаций может с успехом применяться в тяжёлом машиностроении.
  • Среди всех испытанных образцов наилучшие результаты наблюдались при использовании смазочного материала, обработанного информационным препаратом №3.
  • Применение данного способа обработки смазки РАПС позволило повысить ресурс разовой подачи, т.е. увеличить время работы колесной пары на 48-49% процентов.
  • Апробированные способы воздействия не влияют на коэффициент трения (либо для установления измерений требуется более точное оборудование).