Судьбологические аспекты информационной медицины

В неформальном общечеловеческом понимании хроническая болезнь всегда означает плохую судьбу больного – его неспособность в полной ме­ре воспользоваться плодами своей жизни из-за присущей телесной немо­щи. Однако до настоящего времени как психология, так и медицина тща­тельно избегали рассмотрения такого понятия, как судьба человека, равно как и изучения методов ее оценки и способов ее изменения. Причина этого – трудность определения понятия «судьбы» научным способом. Тем более кажется затруднительным определение понятия «судьбы» вне философии, в рамках структурных моделей, допускающих экспериментальную провер­ку.

Мы пришли к необходимости рассмотрения понятий «судьбы» и «из­менения судьбы» в результате 5 лет медицинской практики с использова­нием сочетания таких методов, как вегетативный резонансный тест и биорезонансная терапия [I, 10], газоразрядная визуализация [6], гомеопатия, рефлексотерапия, мезотерапия, психотерапия и другие. Специфика приема в Центр «Артемида» и в отделении рефлексотерапии ЦВМиР №1 Ростов­ской области состоит в том, что:

  • пациенты, как правило, не являются острыми клиническими боль­ными или больными с определенной ярко выраженной нозологией, соматической или психической. Большая часть их может быть оп­ределена как больные с хронической полинозологией с точки зре­ния медицины и невротики с точки зрения психотерапии. Важней­шим критерием успешности терапии таких больных, наряду с ком­пенсацией отдельных нозологий, является системное улучшение качества жизни, что неотделимо, в частности, от улучшения их пси­хического состояния;
  • специфика используемых методов терапии предполагает длитель­ное (иногда на протяжении 1-2 лет и более) и постоянное общение между пациентом и его лечащим врачом. При таком режиме обще­ния больной рано или поздно «открывает душу», а врач становится участником не только процесса лечения заболевания, но и процесса «лечения жизни» своего пациента – хотя бы на уровне советов.

Были обнаружены патологические событийные жизненные сценарии, устойчиво повторяющиеся в жизни каждого хронического больного, не связанные какими-либо очевидными причинно-следственными связями с его заболеванием. При этом успешная терапия пациента, как правило, раз­решала его патологический жизненный сценарий, хотя он (сценарий) и вы­глядит достаточно независимым от заболевания. Например, был обнару­жен постоянно присутствующий разрыв с партнером при успешной тера­пии гепатита С.

В рамках развиваемого авторами подхода – многоуровневой системной адаптивной диагностики и терапии [8] – болезнь рассматривается как не­способность организма решить некоторую задачу самоосуществления. Систематическое повторение такой неудачи на физиологическом уровне определяет соматическое и/или психическое заболевание, а на событийном – патологический жизненный сценарий человека. Патологические жизнен­ные сценарии оказываются «двойственными» хроническим нозологиям. Средства для «терапии» патологических жизненных сценариев пациента одновременно являются средствами исцеления хронических нозологий.

Указанные соображения привели к необходимости строгой формули­ровки понятий «судьба», «изменение судьбы» и других, связанных с ними, а также построения экспериментальных методик измерения соответст­вующих наблюдаемых, что, в свою очередь, позволило оценить меру изме­нения судьбы пациента при тех или иных терапевтических воздействиях на него.

Цель работы — сформулировать понятийный аппарат для изучения по­нятий «судьба» и «изменение судьбы».

Теоретические предпосылки и основные определения. Под «судьбой» человека понимается совокупность устойчиво воспроизводящихся в его жизни событийных сценариев, т.е. последовательностей событий и ситуа­ций, имеющих сходные «завязки», «кульминации» и «развязки».

Примерами жизненных сценариев являются:

  • сценарий перманентного развода, в котором человек неоднократно заключает брак и всякий раз брак оказывается неудачным;
  • сценарий неудачи в выборе партнеров, в котором постоянно разыски­ваются партнеры для какой-либо совместной деятельности, а эти партнеры затем бросают человека, или даже сам он с ними расходит­ся, осознав невозможность дальнейшего партнерства по той или иной уважительной для него причине;
  • сценарий «преследующего Рока», н котором любое предприятие, создаваемое человеком, разрушается в силу непредвиденного и не зависящего от него о слепого случая;
  • сценарий «тяжкой ноши», в котором все добываемое человеком «съедается » другими: неблагодарными детьми, больными родителями.
  • Под «изменением судьбы» понимается событие, состоящее в прерыва­нии группы устойчиво воспроизводимых неблагоприятных сценариев и замене их иными – предположительно более благоприятными для челове­ка В качестве синонимического выражения для «изменения судьбы» в ра­боте используется словосочетание «оптимизация судьбы».
  • Наконец, под «судьбологией» (далее без кавычек) понимается вся сово­купность теоретических моделей и экспериментальных методик, позво­ляющая объективизировать феномен проживания человеком устойчиво воспроизводимого жизненного сценария (элемент судьбы), а также фено­мен отмены этого сценария (его замены на более желаемый, более благо­приятный).
  • До настоящего времени понятие «судьба» рассматривалось как сугубо гуманитарное, не имеющее отношения к естествознанию. Действительно, понятие «судьба» неотделимо от субьективного восприятия самого чело­века, оценивающего собственную судьбу, или некоего иного ее свидетеля. В то же время сам факт того, что можно обсуждать судьбу человека, спо­рить о том, хороша она или плоха, описывать (хотя бы и художественным языком) ее «изгибы» и «повороты», свидетельствует об объективном со­держании этого понятия.
  • Сочетание субъективной и объективной составляющей в понятии «судьба» подсказывает методологический аппарат для построения струк­турных ее моделей. Адекватной системой базовых понятий является аппа­рат теории управления и теории систем: «…системный подход зиждется на осознании того, что всякая задача не является чем-то объективным, суще­ствующим независимо от того, кто ее хочет решать, а в каком-то смысле в равной степени отражает как объективные свойства реальности, в рамках которой эту задачу пытаются решить, так и отношение к этой реальности того, кто такую задачу ставит. Именно этим, пристальным вниманием к взаимоотношениям между субъектом наблюдения и его объектом теория систем и отличается от обычной математики, и именно здесь лежит центр ее специфических исследований». Так утверждают Р. Калман, П. Фалб и М. Арбиб в «Очерках по математической теории систем». В рамках теории систем для описания процессов, происходящих в биологическом организ­ме и в психике индивида, наиболее часто применяется теория функцио­нальных систем (ФС), созданная П. К. Анохиным. Эта теория использова­на как базовая система понятий в развиваемой авторами концепции много­уровневой системной адаптивной диагностики и терапии [8]. Понятий­ный и концептуальный аппарат направления исследований, изучающего понятия «судьба» и «изменение судьбы», в дальнейшем (для краткости судьбологии) тоже удобно строить, используя понятие ФС в качестве одно­го из базовых.
  • Физиологические ФС действуют в особой реальности – реальности фи­зиологических состояний организма и их изменений (физиологических со­бытий), потенциально реализуемых им в процессе самоосуществления – выполнения программы жизненных состояний и действий, обусловленных его видовой принадлежностью и индивидуальными условиями существо­вания [5]. Эту реальность можно назвать физиологической событийной ре­альностью (ФСР). Наличие программы биологического самоосуществления формирует в ФСР пространство целей — физиологических состояний, достигаемых организмом в результате решения частных задач самоосуществления (выполнения отдельных пунктов программы самоосуществления). Функциональные системы представляют собой частные программы жизнедеятельности (режимы саморегуляции) организма, направленные на решение частных задач самоосуществления. Для полноты картины необ­ходимо отметить, что задача самоосуществления включает в себя не толь­ко цель, которая должна быть достигнута, но и краевые условия, которые должны соблюдаться в процессе ее достижения. Это вносит дополнитель­ные ограничения относительно формирования организмом ФС, направлен­ных на решение заданной задачи самоосуществления, и определяет допол­нительные особенности этих ФС.

Естественной физиологической ситуацией является наличие тех или иных реляций — прежде всего «конфликтов» и/или «поддержек» между ФС, решающими различные частные задачи самоосуществления. Система ре­ляций объединяет совокупность ФС, решающих частные задачи самоосу­ществления, в целостную функциональную систему, которая моделирует собственно организм в процессе биологического самоосуществления.

Наконец, для описания динамики самоосуществления необходимо за­дать последовательность достижения организмом биологически обуслов­ленных целей, т.е. программу поэтапного развертывания программы са­моосуществления, которую мы называет его внутренним временем [5].

Окончательно ФСР организма может быть описана как система, вклю­чающая в себя:

  • множество (пространство) возможных физиологических состояний организма;
  • множество целей, т.е. биологически обусловленное множество жела­тельных физиологических состояний в этом пространстве;
  • множество граничных условий, заданное для каждой цели в про­странстве возможных физиологических состояний организма;
  • множество ФС, направленных на достижение заданных физиологиче­ских целей;
  • множество реляций (отношений) между отдельными ФС, сформиро­ванными организмом для решения частных задач самоосуществле­ния;
  • внутреннее время – заданную последовательность достижения биоло­гически обусловленных целей.

Особо следует отметить, что ФСР организма не является совокупностью физических объектов – его тканей, органов или систем, а отношения меж­ду ФС не являются физиологическими отношениями между ними. В то же время она описывает реальность физического объекта (организма), его материальных составляющих – тканей, органов и систем, и физиологиче­ских (биохимических, нервных) связей в нем. Таким образом, ФСР пред­ставляет собой описание физического объекта, но не на физическом языке, а на языке теории управления.

Понятийный аппарат судьбологии строится по аналогии с приведенной выше конструкцией. Вместо физиологических понятий рассматриваются понятия обыденной жизни человека, но описанные не на физическом язы­ке, а на языке теории управления.

Событийная реальность (СР) индивида представляет собой объемлю­щую его обыденную реальность, описанную языком теории управления. В ней происходит его самоосуществление – универсальная форма деятель­ности, сводящаяся к решению совокупности задач, обусловленных его ви­довой принадлежностью и индивидуальным путем развития. Множество всех потенциально возможных состояний индивида в объемлющей его СР называется пространством ситуаций, в котором происходит самоосуществ­ление. Потенциально возможные изменения ситуаций в СР формируют пространство событий в ней.

Для построения модели СР индивида выделяются:

  • множество целей – ситуаций, которые по тем или иным причинам считаются заданными, желательными для достижения;
  • множество граничных условий, соответствующее каждой заданной цели;
  • множество ФС – режимов деятельности индивида, направленных на достижение заданных целей при соблюдении соответствующих гра­ничных условий, т.е. частных задач самоосуществления;
  • множество реляций между отдельными ФС, сформированными ин­дивидом для решения частных задач самоосуществления;
  • внутреннее время – заданная последовательность достижения задан­ных целей.

Событиями в СР индивида считаются:

  • достижение поставленной цели и расформирование ФС, направленной на ее достижение;
  • аннулирование поставленной цели и расформирование ФС, направ­ленной на ее достижение;
  • формирование новой цели, соответствующей группы краевых условий и ФС для решения соответствующей частной задачи самоосуществле­ния;
  • изменение задачи, связанной с поставленной целью, состоящее в из­менении краевых условий ее достижения, и соответствующая моди­фикация ФС;
  • изменение реляций между двумя или большим числом ФС, направлен­ных на достижение различных целей (обусловленное изменением внешних обстоятельств или внутренних побуждений индивида).

Используя положения теории архетипов и синхронизмов [II], а также культурно-исторические традиции [9],,удается сформулировать универ­сальные: множество целей, групп краевых условий и ФС, обеспечивающих решение соответствующих задач самоосуществления таким образом, что­бы множество событий в жизни индивида сводилось к изменению реляций между указанными ФС. Соответствующие модели будем называть универ­сальными архетипическими моделями событийной реальности.

Используя введенный выше класс моделей СР, можно формализовать понятие судьбы индивида как индивидуальную структуру СР (самим им построенной), в которой происходит его самоосуществление. Соответст­венно, изменение судьбы можно рассматривать как изменение структуры этой СР.

В общем случае изменение структуры СР индивида достаточно много­образно и может включать в себя изменение целей, краевых условий их достижения, реляций между ФС, направленными на их разрешение и др. В случае использования универсальных архетипических моделей СР изме­нение судьбы индивида сводится к изменению реляций между ФС направ­ленными на реализацию архетипических целей.

На основании приведенных моделей СР «судьбы» индивида и ее «изме­нении» нами разработаны:

  • как информационные (с использованием методов вегетативного резо­нансного теста и биорезонансной терапии (ВРТ-БРТ)), так и психоте­рапевтические способы «коррекции судьбы», основанные на адапта­ции пациента к определенным измененным состояниям сознания;
  • методы тестирования, определяющие динамику судьбы пациента в процессе его информационной и психотерапии.

Адаптация пациента к измененным состояниям сознания, способст­вующим оптимизации реляций между ФС, отвечающими за реализацию различных целей, осуществлялась либо:

  • с помощью непосредственной трансляции на пациента предварительно изготовленных тест-указателей (маркеров) этих состояний (с помо­щью биорезонансного воздействия, осуществляемого на аппаратуре фирмы «ИМЕДИС» и аппаратуре, разработанной лично авторами);
  • путем вовлечения пациента в игровую ситуацию, направленную на воспроизведение заданного измененного состояния сознания;
  • сочетанием указанных способов.

В любом случае:

предварительно было получено информированное согласие пациента; • поиск адекватного измененного состояния сознания осуществлялся по вегетативному резонансному тесту дополнительным контролем мето­дом газозарядной визуализации.

Методики оценки «изменения судьбы» также разработаны авторами и основаны на изменении способностей индивида предугадывать или предо­пределять исход случайного процесса, символизирующего достижение за­данной цели. Неформально говоря, эти методики можно описать как изме­ряющие степень изменения «удачливости» индивида при его вовлечении в ту или иную игровую ситуацию. Соответствующие тесты названы судьбологическими [8, тесты Т1 и Т2].

Результаты исследований феномена «изменения судьбы» описаны в [2, 3, 4, 7], а также суммированы в [8]. Данные, полученные в процессе ис­следования, показывают, что:

  • феномен «изменения судьбы» объективно – статистически достоверно – фиксируем с помощью разработанных методов его фиксации;
  • в процессе терапии пациентов наблюдался сдвиг результатов тестиро­вания в сторону оптимизации, фактически — в сторону увеличения «удачливости» как в общем, так и по отношению к цели, относительно которой проводилась терапевтическая работа;
  • сдвиг результатов тестирования в сторону увеличения «удачливости» наблюдался и в случае использования психотерапии, и в случае ис­пользования метода ВРТ-БРТ, и в случае сочетанного использования этих методов. Однако наибольшим, и к тому же наиболее устойчивым, он был в случае сочетания психотерапевтического и биорезонансного воздействия;

-‘увеличение «удачливости» пациента, измеряемое в ходе его «судьбологической» терапии, находилось в прямой корреляции с состоянием его здоровья; терапия (в частности, психотерапия), оптимальная с точки зрения судьбологических сдвигов, оказывалась одновременно оптимальной и с точки зрения восстановления здоровья пациента;

  • изменение состояния пациента, ведущее к улучшению его здоровья и увеличению его «удачливости», далеко не всегда отлавливалось с по­мощью общепринятых психологических тестов, в частности, теста Л. Сонди. Однако оно всегда коррелировало с данными ВРТ и газозарядной визуализации пациента.

Литература

  1. Василенко А.М. и др. Электропунктурный вегетативный резонансный тест: Методические рекомендации – М.: Центр традиц. мед. и гомео­патии М3 РФ, 2000.
  2. Винокуров В.В. и др. Влияние хроносемантических и гомеопатических препаратов на способность человека угадывать результат случайного процесса, символизирующего его намерение И Теоретические и кли­нические аспекты применения биорезонансной и мультирезонансной терапии, Ч. 2. – М.: ИМЕДИС, 2008.
  3. Винокуров В.В. и др. Влияние хроносемантических и гомеопатических препаратов на способность человека угадывать результат случайного процесса, символизирующего его намерение // Материалы междуна­родного форума «Интегративная медицина 2008». Ч. 2. – М., 2008.
  4. Винокуров В.В. и др. Влияние хроносемантических и гомеопатических препаратов на способность человека к проскопии // Феномены при­роды и экология человека. – КазаньдХэтер, 2008.
  5. Готовский Ю.В, Мхитарян К.Н. Хроносемантическая диагностика и терапия по мантическим точкам. – М.: ИМЕДИС, 2002.
  6. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии. – СПб., 2001.
  7. Кудаев А.Е. и др. Динамика способности испытуемых предугадывать результаты случайного процесса или управлять исходом случайн случайного процесса в процессе хроносемангической терапии И Теоретические и клинические аспекты применения биорезонансной и мультирезо- нансной терапии, Ч. 2. – М.: ИМЕДИС, 2009.
  8. Кудаев А.Е., Мхитарян К.Н.-, Ходарева ПК Многоуровневая систем­ная адаптивная диагностика и терапия. – Ростов н/Д: Изд-во CKIII1, ВШ, 2009.
  9. Манкаси Майкл. Справочник домов гороскопа. – М.: Мир Урания, 2009.
  10. Мейзеров Е.Е.и др. Биорезонансная терапия. Методические реко­мендации. — М.: Центр традиц. мед. и гомеопатии М3 РФ, 2000.
  11. Юнг К.Г. Синхроничность. – М.: Рефл-бук; 1997.